Новые исторические события 1912-1913 гг. унесли князя из Кухтич на Балканы. Сначала он вместе с балканскими славянами воевал против турков, а потом в составе болгарского войска - против сербов и греков. В 1914 г. из Германии через Францию и Англию Николай вернулся домой и сразу же оказался в рядах российской армии, а через несколько месяцев погиб в неравном бою в Восточной Пруссии.
Похороны князя состоялись 26 ноября 1914 г. в Кухтичах, в кухтичском зборе. В своей речи на белорусском языке католический священник из Аннополя отец Александр Астрамович (больше известен как поэт Андрей Зозуля) сказал: "... князь любіў i простую беларускую мову i прычыніўся да яе пад'ему i да адраджэньня беларускага народу... Сьмерць князя - гэта вяликая страта для удавы княгіні. Гэта страта для ycix людзей дваровых i усяго беларускага народу. У асобе нябожчыка князя беларусы трацяць шчырага абаронцу справы ix адраджэньня, трацяць яго у тым часе, калі займаецца зара новага лепшага жыцьця, калі заглядае сонца i ў наша ваконца" [цит. по 6]. На гроб князя Цетка возложила венок из еловых веток, перевязанный лентой со словами "Пухам Табе Князь, зямелька у Тваёй Роднай Старонцы" [8].
В это тяжелое время вторично овдовевшая Магдалена жила в Кухтичах, в собственном доме в Минске, навещала Жорновку. Она все больше начинает заниматься политической деятельностью, сближается с Романом Скирмунтом, Эдвардом Войнилловичем, Вацлавом Ивановским, Александром Власовым, Иваном и Антоном Луцкевичами. Разделяет их взгляды, поддерживает материально. Двери дома княгини по ул. Захарьевской были всегда открыты для белорусов, дом являлся местом сбора белорусского актива в 1917-1918 гг. Заветной мечтой Магдалены было видеть свои владения цветущими в составе вольной демократичной независимой Беларуси [8].
В 1918 г. Магдалена объявила себя гражданкой БНР, но жить в Кухтичах ей уже не пришлось. В этом было отказано. В конце года княгиня оставила Кухтичи. Прощание было нелегким. С благодарностью поклонилась всем и каждому уголку владений. Она оставляла не только любимое отцовское владение. Особая горечь и боль была от расставания с Родиной, с землей, которой верно служила и безмерно любила.
Литература
Багадзяж, М. Я – беларуска / М.Я.Багадзяж // Беларуская мінуўшчына. – 1996. - № 1. – С. 37-39.
Бажэнаў, Ю. Кавячынскія / Ю.Бажэнаў // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. 3. – Мн., 1996. – С. 520-521.
Государственный исторический архив Литвы, ф. 525, оп. 15, № 525- 592.
Каханоўскі, Г. Прадвесне навукі / Г.Каханоўскі. – Мн., 1990. – С.58-60.
Кісялѐў, У.М. Пуцявінамі Наднямоння / У.М.Кісялѐў. – Мн., 1994.
Надсен, А. Магдалена Радзівілава і грэка-каталіцкая царква / А.Надсен. – Спадчына. – 2000. - № 5-6. – С. 152-162.
Насевіч, В. Завішы / В.Насевіч // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т. 3. – Мн., 1996. – С. 393-394.
Хурсік, В.У. Белы лебедзь у промнях славы: Магдаліна Радзівілл: Гіст. нарыс / В.У.Хурсік. – Мн., 2001.
Aftanazy, R. Dzieje zezydencji na dawnych kresach Rzeczypospolitej / R. Aftanazy. – Wroclaw, Warszawa, Kraków, 1991. – T. 1. – S. 89-92.
Tygodnik illustrowany. – Warszawa, 1852. – № 7. – S. 276.
Источник Оформление - В.Лычковский
Комментарии 3