ПРАВА СТАРОСТИ.
—————————
"Всем на добро одни права даны"... В. А. Жуковский
С тех пор, как существует человечество, одно поколение сменяется другим, кончается одна историческая эпоха и начинается другая, новая.
С уходом старого поколения и с приходом нового происходит немало коренных перемен к лучшему или к худшему, которые для многих заметны.
Но никто так не замечает происшедших времен, как те, кто вошли уже в такой возраст, когда воле -неволей должны сказать своей смене, своим наследникам:
Мне время тлеть, тебе - цвести.
Тебе я место уступаю...
Старики наблюдают за окружающей их жизнью и удивляются, что мир, в котором живет новое поколение, стал как бы совершенно иным.
Новый мир смотрит, думает и живет не той жизнью, какой они, старики, когда-то жили.
У нового мира свой стандарт жизни, свой уровень морали, свои взгляды и отношения к старому быту, к преждним порядкам.
Старики видят перемену и говорят:
"Это не наш мир... мы предпочитаем доживать свой век с нашими взглядами на вещи, по нашим стандартам морали, придерживаясь наших мировоззрений, защищая старые идеалы и духовные ценности; те ценности, которые не подвержены тленворному влиянию времени и в веках не меняются".
Старики видят саое бессилие и безвыходность борьбы с людьми, только что вступающими в жизнь, и говорят с грустью:
Где ты?
Приди - свои права Передаю тебе с поклоном...
В наш атомный век подобная разница во взглядах и отношениях ощущается стариками особенно остро, потому что новое поколение находит какое-то ненормальное удовлетворение не в созидании, а в разрушении.
На все старое, доброе, правильное они огульно ставят печати: "устарело", "отжило свой век", "вышло из моды", "не отвечает времени или запросам современной молодежи"...
Мы, старики, не согласны с этим.
Тот, кто способен читать древнюю классическую литературу, появившуюся 2500 лет тому назад, по-прежнему восхищается ее истинами и мудростью.
И никто не убедит нас в том, что солнце, вода и воздух устарели, потому что появились электричество, цистерны с кислородом и газированная вода в бутылках.
В силу такой разницы во взглядах новое поколение и поколение старое живут каждый "по-своему".
Таков закон возрастов и социальный закон.
Люди преклонных лет нежелательны в обществе молодежи.
Мы, старики, чувствуем это, видим и удивляемся, что мир "новый" проходит мимо нас, сознательно нас не замечая.
Все это нам не нравится, но что можно возразить?
Справедливость требует вспомнить, что в свое время, вступая в жизнь, мы тоже старались держать своих дедушек и бабушек в стороне от нашей бурливой активности, а теперь пришел их черед.
Мы съели уже свой жизненный пирог, а они только начинают браться за вилки.
Пусть же и это новое поколение "попрыгает", как прыгала "попрыгунья стрекоза", но при этом не забывает, что и для нее лето жизни быстро пройдет и она должна будет уступить место своим детям.
Тем временем мы, старики, просили бы молодежь не нарушать наших старческих прав.
Мы советовали бы вступающему в жизнь новому поколению смотреть на нас, стариков, не как на людей "выживших из ума", "впавших в детство", "оказавшихся за бортом жизни", "не котирующихся больше на бирже труда", а по-прежнему рассматривать нас полноправными гражданами нашей скорбной планеты.
Мы ожидаем от молодежи применения к нам золотого правила: "Сам живи и дай другому право жить"...
Не перевоспитывай нас, но оставь за нами право жить так, как нам нравится, как мы привыкли жить.
Мы просим молодежь запомнить, что имеем полное право быть стариками.
Мы не стыдимся старости и не думаем извиняться за нее.
Напротив, мы счастливы, что могли дожить до таких лет, и объясняем свой возраст особой к нам милостью Божьей.
Многие люди усматривают в словах "старик", "старуха" некоторый элемент неуважения и пользуются другими, более мягкими терминами: "пожилые люди", "люди преклонного возраста", "старшие граждане", "люди, вошедшие в лета" и т.п.
Но вряд ли имена и названия имеют суть дела.
Были времена, когда старики пользовались почетом и уважением у своих сограждан.
В прежнем Китае, если человек достигал 90-летнего возраста, он становился в глазах людей знаменитостью, и каждый, кто знал его, рассматривал великой для себя честью присутствовать на его похоронах.
Но времена меняются.
Поэтому мы не требуем ни от кого уважения и особого внимания к нам на том лишь основании, что мы прожили больше зим и лет, чем другие.
В глубокой древности "седина старца" была символом знания и всесторонней опытности, но не сейчас.
Бог заповедал: "Пред лицем седого вставай и почитай лице старца"...
Но что значат заповеди Божии в очах "поколения беззаконников"?
Человек достоин нашего уважения, - учат сейчас, - не за его старость, а за его особые подвиги, услуги, оказанные родине, способности, здравые суждения и выдающуюся мудрость.
Конечно, такое отношение к нам будет нормальным явлением со стороны чужих нам людей, но ни в коем случае не от наших детей и внуков, от младших членов нашей христианской семьи, управляющейся взаимной любовью.
Любовь - великий учитель.
Ее проявления чувствуют и понимают даже домашние животные.
Любовь укажет и научит юношу, как подойти к душе старца, заканчивающего свою жизнь.
Любовь будет обходиться с нами деликатно и с нежностью, не только как с родным человеком, бабушкой и дедушкой, а как с ценным, но хрупким человеком.
При такой христианской атмосфере молодые чувствуют, что они уделяют недостаточно любви к старикам, а сами старики умиляются, глубоко сознавая, что молодые относятся к ним гораздо лучше, чем они того заслуживают.
Старики ценят, когда с ними обращаются как с нормальными, взрослыми людьми, и просят молодежь оставить за ними это право.
Обычно такие старики говорят молодежи: "Пока мы не потеряли рассудка, нам не нужны няньки, мы не желаем, чтобы нас водили под руку или кормили с ложечки, когда мы можем еще сами за собой поухаживать и быть полезными людям"...
У людей, проживших жизнь, есть многое о чем вспомнить и рассказать... Пожалуйста, не лишайте их этого права.
Вы можете двумысленно ухмыляться, когда они вступают в общую беседу и начинают ее привычной для них фразой: "Когда я был молод"... или "мне вспоминается интереснейший анекдот"... или "был у меня такой случай"...
Не прерывайте их и не говорите: "Да мы слышим это уже в сотый раз"...
Поймите, что среди присутствуюших находится новый человек, который не слышал еще дедушкиного анекдота, и из любви к дедушке вооружитесь трехминутным терпением.
Мы, старики, прошли и оставили позади себя длинный жизненный путь, но мы все еще продолжаем жить...
Бог не лишил нас этого права - не лишайте нас этого права и вы, вступающие в жизнь.
Поверьте, что для нас право жить так же важно, дорого и священно, как и для вас.
По благодати Божией, мы желаем держать наши головы высоко, смотреть вверх, а не вниз, вперед, а не назад, жить будущим, а не прошлым.
Мы желаем пользоваться надеждой и упованием так, как чайка пользуется воздухом.
Она тяжелее воздуха, но парит в выси, потому что крыльями своими врезывается в воздух.
Вот так точно и мы желаем врезываться крыльями Божьей веры в грядущее бессмертие и вечное блаженство со Христом.
Не лишайте нас этого права.
Мы знаем, что в будущем мы встретим не одну еще битву, не одно духовное сражение, но мы уверены, что конечная победа за нами.
Вскоре мы уйдем из мира, отступим и займем пощицию, недосягаемую для нашего противника.
Зная это, мы не боимся ни жизни, ни смерти.
То, чего нельзя уже в жизни изменить, мы готовы терпеливо перенести.
То, что можно еще сделать для Бога и людей, мы готовы делать, не щадя наших слабых сил, не дорожа огарком нашей земной жизни.
Какой-то неустрашимый командир, находясь в тылу, поучал солдат:
"Не сдавайтесь, братцы, противнику... отбиваясь до последнего патрона... если даже ноги снарядом оторвет, - отстреливайся сидя!"
А не успев попасть попасть на фронт и залезть в окопы, командир кричал: "Что же вы, братцы, сто лет на фронте собираетесь жить? - Вперед! В атаку!"
Великий духовный воитель, апостол Павел, окруженный духовным неприятелем, писал из римской тюрьмы:
"Ибо знаю... что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью...
Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение!"
Таковы права старости.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев