Здравствуй, старость!
——————————————
"Здравствуй старость, утро жизни новой,
Запах зимней зелени еловой.
Здравствуй старость, малое оконце,
Где сияет жизни вечной Солнце.
Здравствуй старость, снег летящий к раю,
Я тебя уже люблю и знаю"...
Иоанн Шаховский
Старость универсально нелюбима и нежелательна.
Те, кто не познакомился и не подружился ещё с нею, не станут даже читать этой книги, настолько сильна неприязнь к заключительному периоду их жизни.
Причиной этому - их превратный взгляд на жизнь, старость, смерть и бессмертие.
Слишком укоренилось среди людей то ложное мнение, что молодость лучше старости, что закончив молодость, нам уже ничего не остаётся делать, как прозябать, скучая и томясь безотрадным существованием, или сложа руки сидеть, вспоминая о былом счастье и ожидая смерти.
В действительности же, наша земная жизнь подобна книге, в которой наблюдается известная гармоничность и связь между всеми главами, где одно вытекает из другого, хотя каждая глава - самостоятельная и вполне законченная часть книги.
В этой книге юность - одна из первых глав, а старость - заключительная глава. Однако, сюжет книги не исчерпывается заключительной главой, о чём свидетельствует последняя строка книги: "Продолжение следует".
Наша земная жизнь - это только том книги.
Впереди нас ожидает том второй - с главами ещё более захватывающими и благословенными - наша загробная жизнь.
Работая над первым томом книги, важно научиться и строго придерживаться последовательности - проживать жизнь не целым томом, а отдельными его главами. Поступая так, нас не смутит содержание последующих глав. Напротив, мы возжаждем их, и они будут для нас всё новым и новым откровением с логическими выводами и умозаключениями.
Обычно люди говорят: жизнь начинается в 40 лет! в 45! 50! - Не верьте!
Жизнь начинается в любое время.
Если у человека есть желание действовать, предпринимать, бороться, достигать, побеждать и торжествовать победу, - он может начать жизнь.
Он может пользоваться жизнью в любом возрасте: в 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100 лет.
Для каждой "десятилетки" у жизни есть для нас свои задачи и свой темп, соответствующий нашему возрасту, энергии и здоровью, темп, который нам импонирует.
Человек в 30-летнем возрасте испытывает удовольствие, перегоняя на своём автомобиле всех попадающихся на пути, но когда ему перевалит за 70 лет, он будет иметь большее наслаждение, делая по 30 миль в час.
Хотя, в наш век, трудно судить о возрасте человека по быстроте езды.
"Что может быть прекраснее староси с задором юности?" -
сказал Цицерон.
Дожить до старости и продолжить стареть правильно - очень важно, но ещё важнее, старея физически, оставаться молодым душой.
Важно не только стареть, но наслаждаться своей старостью, быть духовно живым, довольным и счастливым.
Вот почему, вступая в жизнь старости, скажем ей смело и радостно: "Здравствуй, старость!"
Вступая в старость, мы должны чувствовать себя, как моряки, когда после долгого плавания пароход их спокойно входит в долгожданную тихую гавань.
Здесь, вдали от бушующей водной стихии, мы можем спокойно оглянуться на пройденный нами путь и подвергнуть строгой переоценке оставшиеся позади путевые этапы и жизненные перевалы.
Первый этап - наше появление на свет Божий, второй - достижение зрелости, третий - передача жизни потомкам, четвёртый - погоня за куском хлеба, наживой, властью и славой,
пятый - мирный отдых и подготовка к вечности.
Первые четыре этапа - далеко позади.
Мы проплыли "по всем морям и океанам" и видим теперь, насколько мы кратковременны и ничтожны.
Вглядываясь в вершины гор и звёздное небо, мы научились смирению.
Проделав свой жизненный маршрут, мы освободились от многого ненужного балласта, которому раньше придавали большое значение.
Многие вещи, которые привлекали наше внимание в молодости и для достижения которых мы готовы были рисковать своей жизнью, теперь уже нас не интересуют.....
Мы подходим к последнему этапу...
"Недолго и путь мы свершим,
Пришедши к воротам родным.
Там примет Господь нас в Свой город,
Там будем блаженствовать с Ним...
(А. Шопенгауэр.)
Как же нам не радоваться тому вечному блаженству, которое нас ожидает, если мы верующие, и как не сказать: "Здравствуй старость".
"Никто не может иметь полного представления о жизни, если он не дожил до старости, ибо только проживши всю жизнь, мы способны видеть жизнь во всём её целом и постигать естественный её курс"...
И действительно, что знает о подлинной жизни мальчик?
Ему знаком только небольшой её отрезок, да и то, что он узнал уже об этом отрезке, знает плохо. Его познавательные способности слабы, мало развиты и весьма ограниченны.
Что в сущности знает о жизни молодой человек? Он больше всего занят самим сабою, проблемой пола и приятным препровождением времени, - все остальное в жизни преломляется у него под этим углом зрения.
Что знает о жизни человек среднего возраста? Конечно, он знает больше , чем мальчик или молодой человек, но и его жизненный кругозор нельзя рассматривать достаточно широким.
Все его время занято работой, содержанием и воспитанием семьи и осуществлением разных жизненных планов, зачастую нелепых и неосуществимых.
Вследствие этого мы заключаем, что счастливая старость - единственная пора жизни, когда человек занят не погоней за миражами, а настоящей жизнью и сознательно пользуется ею.
Поэтому: "Здравствуй старость!"
Оглядываясь на пройденный путь, один старожил так суммировал свое отношение к разным возрастам жизни:
"Когда мы были школьниками, мы смотрели на студентов, как на людей, действительно достигших зрелости.
Став сами студентами, мы смотрели на профессоров с бородкой бегемота, как на воплощении опыта и мудрости.
Когда же сами достигли сорокалетнего возраста, старики в 60 лет казались уже нам ненужным балластом общества, а когда сами дожили до 80 лет, решили во что бы то ни стало дожить до ста лет"...
Молодость и старость смотрят на последний этап жизни в один и тот же бинокль, но с противоположных концов: для юности - он очень далеко, а для старости - очень близко.
В.Гюго сказал: "Сорок лет - старость юности, а пятьдесят лет - юность старости".
Наши возрасты - не только известная пора жизни, но и состояние нашего мышления.
Мы молодые насколько верим, и стары - насколько сомневаемся.
Мы молодые насколько мы имеем самообладания и стары - насколько мы робки и боязливы.
Мы молоды насколько мы надеемся, и стары - насколько отчаиваемся. Мы бесповоротно стары, когда наши "юные мечты куда-то удалились" и надежды молодости остыли, когда огонь наших былых амбиций и устремлений превратился в пепел и от грядущего будущего мы уже ничего не ожидаем.
Да, тогда мы воистину стары и не важно, сколько нам календарных лет.
Но, когда мы все еще пользуемся жизнью и выражаем ее в любви к Богу и ближнему, - мы все еще "бсстыдно" молоды, и неважно, как определяют нашу старость люди.
Жизнь должна ведь измерять не годами, ее духовным содержанием. Человек, пришедший к границам старости, с такими взглядами не может не воскликнуть: "Здравствуй, старость!"
В процессе старения мы имеем не только минусы, но и плюсы.
Теряя некоторые характерные черты молодости, мы приобретаем богатый опыт: знание жизни, знание людей и многое другое.
В старости мир материальный теряет для нас свою обольстительную силу и на смену приходят интересы духовного характера, духовного мира.
В старости мы лучше знаем свои способности и ограниченности, свои силы и свои слабости.
Мы начинаем понимать разницу между конфликтами внутренними и внешними, между характерлом эгоиста, самолюбца и характером человека любящего, доброго, снисходительного и внимательного, стремящегося быть кому-то полезным, так как прежние его амбиции значительно снизились, а общие интересы возрасли. Поэтому: "Здравствуй, старость!"
Вступая в жизнь, без должного опыта, мы мало задумывались над тем, как легко и быстро мы теряем по жизненным путям и нашу молодость, и красоту, и здоровье...
Какими скорбными жизненными драмами казались нам неожиданные визиты старости; первые седые волоски, первый выпавший зуб...
А теперь, состарившись, мы смотрим на проходящих мимо нас молодых людей и говорим себе: "теперь их время, их черед... не успев оглянуться, и они будут такими как я"...
Теперь старость для нас уже не проблема. Закончены уже шведские массажи, дорогие кремы, "мыла молодости"и другие "секреты красоты"...
Мы поняли и убедились, что нельзя уйти от старости или бороться с нею выщипыванием седых волос и разными способами самоомолаживания.
Мы как бы прозрели и воочию узрели существование красоты не внешней, красоты внутренней, красоты характера, душевной простоты и сердечной очаровательности.
Миновала всякая надобность выдавать себя на 10 или 20 лет моложе своего возраста, ибо настоящий свой возраст нельзя уже скрыть или взвалить вину на весы и зеркало.
Что же еще можно сделать, кроме как покорно приветствовать: "Здравствуй, старость!"
Те, кто еще не состарились, обычно полагают, что наступившая старость и приближение смерти - вот что больше всего беспокоит нас, стариков, и заставляет нас думать день и ночь.
Мы же, стареющие люди, не всегда так себя чувствуем и вовсе не так на все это смотрим и обо всем думаем.
Многие из нас живут и действуют так, как если бы все шло нормально и благополучно, даже за несколько минут до смерти.
Мы не озобочены нашей старостью и не боимся смерти, ибо научились жить не внешними впечатлениями, а внутренней духовной жизнью.
Вверяя себя ежедневно и ежечасно Богу, мы знаем, что "любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу"...
В свое время мы наслаждались юностью и зрелым возрастом, почему же теперь, вступая в новую для нас жизненную фазу, не сказать нам: "Здравствуй, старость!"
Единственный для нас путь смотреть на старость здраво и жить разумно, счастливо и плодотворно, это - осознать, прежде всего, что мы не будем жить здесь на земле, 2000 лет и больше, а что мы пришли в этот "мир тления" на весьма короткий срок.
Бог ввел нас сюда и Бог выведет нас отсюда.
Мы должны сказать себе: я родился однажды и мне положено прожить здесь одну только жизнь.
Буду же помнить, что жизнь моя - "ускользающая тень", "трава засыхающая", "пар, появляющийся на малое время, а потом исчезающий".
Буду постоянно помнить, что наше тело - не весь человек, а только частица человека, только временное обиталище его бессмертного духа.
Выполнив возложенные на тело функции, оно умрет, истлеет, обратится в прах, "дух возвратится у Богу"...
Поэтому, если я использовал мою жизнь для того, чтобы познать самого себя и увидеть мою собственную испорченность и греховность, познать Бога и примириться с Ним, покаяться и принять спасение, приобретённое Голгофской жертвой Сына Божия, Иисуса Христа, - конец моего земного пути будет только началом жизни бессмертия и вечного блаженства.
Так что, фактически, мы не умираем, а только вступаем в жизнь загробную, где "отрет Бог всякую слезу с очей наших, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет"...
Кто-то сказал: "Нет для человека большего счастья на земле, творить благо и веровать в загробную жизнь".
Этот взгляд вполне совпадает с тягой нашей бессмертной души и проверен жизнью и смертью миллионов и миллионов верующих в Бога, возрождённых душ.
"По природе мы хотим жить всегда, но закон земной природы не дает нам вечной жизни", - сказал В.Соловьев.
Дар "вечной жизни" Бог предлагает всякому кающемуся грешнику. Приняв для себя такую философию жизни, почему бы не сказать: "Здравствуй, старость!"
Почему бы не вспомнить слова того же В.Соловьева, обращенные к "плачущим теням":
Тайною тропинкою
Скорбною и милою
Вы к душе пробралися
И спасибо вам!
Сладко мне приблизиться
Памятью унылою
К смертью занавешенным
Тихим берегам...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев