ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРОСТИ.
———————————
"Старые, а не молодые по-прежнему управляют миром"...
За 600 лет до Р.Х. жил восточный царевич, Сакия Муни.
По строгим придворным традициям царствовавшей тогда династии, наследный принц, с детства и до совершеннолетия, должен был вести полузатворнический образ жизни, не видя зла и ничего не зная о нём.
Только достигнув положенного возраста, принц имел право покидать дворец и знакомится с реальной жизнью.
Первый торжественный выезд Сакия Муни, выезд, о котором он так долго мечтал, был испорчен печальным случаем.
Проезжая, принц впервые увидел лежащего у дороги человека, который вопил и корчился от боли.
На вопрос принца: "Что с ним?" - придворные рассказали ему о существующих в мире ужасных болезнях и страданиях.
Узнав об этом, царевич воскликнул: "Возвратите во дворец колесницу!"
Принц был настолько потрясен небывалым зрелищем, что оставался в безмолвии и размышлениях многие дни.
Вторичный выезд царевича омрачен был встречей с человеком, у которого тряслась голова, дрожали руки и подкашивались ноги...
Опираясь на посох, этот несчастный еле передвигался.
На вопрос изумленного принца: "Что случилось с прохожим?" - придворные рассказали ему все, что знали о старости.
"Возвратите колесницу!" - вскричал принц и долгие месяцы не мог прийти в себя.
Выехав из дворца в третий раз, царевич встретился на дороге с погребальной процессией и, узнав от придворных о существовании смерти, приказал:
"Возвратить колесницу!"
Встреча с болезнью, старостью и смертью выбила Сакия Муни из обычной придворной колеи и вскрыла перед ним всю суетность жизни, славы, богатства и власти. В результате, царевич отрекся от престола, отказался от мирских благ и провел остальные годы жизни в самоуничижении и самоотричении, отказавшись от всех своих желаний и подавляя в самом себе возникающие душевные порывы и стремления.
Сакия Муни основал свою религию и вошел в историю под именем Будды, что на санскритском языке означает - "просвещенный"...
К сожалению, просвещенность Будды не препятствовала ему отрицать Бога, как Личность и Верховное Божество.
Как все "пантеисты", Будда верил, что Бог разлит в природе, что Бог - душа созданной Им вселенной, а вселенная - тело этого Создателя.
Позже учение это разработал Спиноза, Шеллинг и Гегель, сделав его замаскированным под пантеизм, атеизмом.
Будда во многом заблуждался, и миллионы душ следуют его заблуждениям, но пустоту, бессмысленность и бесцельность жизни людей, не знающих Бога, он воспринял правильно.
Зачем и к чему вся сладость земной жизни, когда она бывает постоянно омрачаема болезнями, старостью и неизбежной смертью?
Горе, болезнь, страдание, старость и смерть - неразлучные спутники всего человечества.
Каждому известно, что как бы счастливо ни слагалась наша жизнь, страданий, горя и неприятностей всегда оказывется больше, чем наслаждений и радостей.
Наши жизненные запросы весьма велики.
Мы жаждем жизни, не омраченной угрозами смерти; здоровья, не сменяющегося болезнями; добра, не погибающего под мощными, неотразимыми ударами зла; юности, не заканчивающейся старостью и смертью...
Не является ли такая наша требовательность неким воспоминанием души об утеранном рае и ее стремлении к нему?
В окружающем нас мире - обман, призрачность, пустота, тление, а мы "алчем" полной правды, "жаждем" абсолютной свободы и безграничного блаженства.
Мы устремляем наш духовный взор ко всему беспредельному, завершенному, совершенному, а неумолимый закон греха и тления безжалостно отказывает нам во всем этом.
Взамен он рекомендует нам свои блага, прелести и удовольствия - предлагает "камень вместо хлеба"...
Но тщетны мирские усилия.
По всей духовной природе мы все же остаемся вечны, и поэтому земное благоустройство никогда не способно будет удовлетворить нашей бессмертной души.
Кто может вскрыть и разрешить все эти внутренние противоречия, терзающие душу человека?
Конечно, не Будда, Магомет или Конфуций.
Из всех религиозных и философсаих вождей мира, только Христос и никто другой отвечает на все наши недоуменные вопросы и указывает, где мы найдем удовлетворение всех неземных запросов и чаяний души.
Только Христос один осмысливает нашу земную жизнь.
Только Он один открывает нам тайну греха, болезни, старости и смерти и дает нам духовную победу над ними.
Вот почему, в противовес учению Будды, мы можем с уверенностью сказать: "Знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах дом нерукотворный, вечный"...
"Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас"...
Будда пытался осмыслить жизнь отречение от самого себя и жизни, ничего не получся взамен, кроме тупого и бессмысленного безразличия ко всему окружающему, Христос "пришел для того, чтобы имели жизнь и жизнь с избытком", с обилием духовных сил, мира и радости.
Все вышесказанное не имело бы отношения к настоящему труду, если бы не было так тесно связано с двумя словами: перспективы старости.
Сакия Муни не только не видел перспектив старости, но он отрицал к
акие бы то ни было перспективы жизни вообще.
С первого взгляда мысль о каких-то перспективах старости может показаться даже вам, читатель, нелепой, но по некотором размышлении она вполне приемлемой.
Для многих слова "старость" и "перспектива" - взаимоисключающие.
Какие могут быть перспективы у старости?
Какие у нее могут быть возможности, силы и планы впереди? - так рассуждают обычно люди.
Один из психологов находил дьявольское удовольствие рисовать воображееии своих пациентов мрачные картины безотрадной старости: дряблое тело, морщинистая кожа, потеря волос, зубов, слуха, зрения, расшатанная нервная система, деформироввнные конечности, дрожашие руки и ноги, трясущаяся голова, костыль или палочка, забывчивость и слабоумие...
Он утверждал, что с момента наступления старости мы входим в тёмный, безвыходный туннель и бродим в нем ощупью до самой смерти.
К сожалению, такой превратный взгляд разделяется многими людьми, которые смотрят на старость как на бесконечную цепь страданий, разочарований и самооплакивания.
Старость для них - это пытки в камерах смертников, а старики - не погребенные еще мертвецы, у которых нет никаких жизненных перспектив.
Но так ли это?
Говоря о старости, мы должны иметь в виду не так стареющих людей, как их стареющие способности.
Старость не есть вопрос количества прожитых лет или перемены во внешнем облике человека.
Седые волосы, например, не всегда являются доказательством мудрости, равно как и не служат подтверждением старости.
Старость - не только прожитые годы, но и идеалы, которыми человек жил и живет, те убеждения и отношения, какие были сформированы им в течение прожитой жизни.
Наше тело может быть одного возраста или физического состояния, а наш дух, наши настроения, мышление и воображение - совершенно другого.
Есть старики, никогда не стареющие, и есть юноши, которые никогда не были и не будут уже молодыми.
Выглядеть молодо еще не значит быть молодым, и старо выглядеть еще не значит быть действительно старым.
Знаменитый римский деятель и писатель и Марк Цицерон сказал:
"Так же как я люблю юношу, в котором вижу нечто старческое, так точно люблю я и старца, в котором замечаю нечто юношеское".
Тот из нас, кто знает, как сохранить этого рода равновесие в жизни, может состариться телесно, но он всегда останется молодым душой.
Человек настолько стар, насколько устарели его идеи и одряхлела его душа.
На обычное замечание: "Вы слишком стары"... мы отвечаем:
"Слишком стар для чего?"
Стар для того, чтобы быть кому-то полезным, выражать свои возвышенные идеи или творить что-нибудь ценное и благотворное?
Познакомьтесь со стариками поближе и вы убедитесь в том, что старики имеют более верные взгляды на многие вещи, более разумные суждения, более зрелый жизненный опыт, более надежные и положительные решения. Более глубокое чувство ответственности.
Присмотритесь к современным государственным деятелям, вершителям мировых судеб, и вы легко обнаружите, что старые, а не молодые по-прежнему управляют миром.
Если мы дожили до старости и сохранили свою душевную молодость, наша старость имеет пред собою блестящие перспективы и возможности.
На пессимистическое: "Уже поздно"... мы отвечаем:
"Никогда не поздно!"
Поздно будет только тогда, когда наше усталое сердце
откажется биться.
Достигнув старости, мы не имеем права жить "самотеком", жить так, как если бы жизнь старости была "без руля и без ветрил"...
Мы должны, в первую очередь, разрешить вопрос нашего вечного спасения и быть готовыми отойти во всякое время, в "вечные обители", но при всей готовности нам надлежит планировать остаток нашей жизни.
Наша старость, если мы верим в ее перспективы, не должна проходить у нас неорганизованно.
Вся наша жизнь и каждый наш новый день должны быть распланированы с точностью до одного часа.
У нас время ограниченное и мы не имеем права расходовать его на лень, скуку и бессодержательность.
Рассказывают про английского писателя Бернарда Шоу, который в 88 лет все еще работал над своим очередным произведением.
Он дорожил каждым моментом своей жизни и задержавшемуся в его кабинете случайному высокопоставленному посетителю бесцеремонно сказал: "Простите меня, сударь, но я на два года позади со своей работой и не могу уделить вам больше ни одной минуты"...
Кто-то дал такой совет старику: "Будь всегда готов к смерти, но при этом, будь также занят настолько, чтобы тебе некогда было умирать"...
Исходя из того, как мудрые люди пользовались старостью, можно с
уверенностью сказать, что перспективы правильной, нормальной, разумной старости - обширны, надо только увидеть их вовремя, достойно оценить и умело использовать.
Всем известно, что большинство выдающихся людей продолжали пользоваться своими талантами в старости и притом еще с большими результатами, чем в молодости.
Из подходящих сюда иллюстраций возьмем следующих лиц:
Л.Н.Толстой писал свои произведения до конца своей жизни, которая закончилась у него на 82-м году.
Софокл - знаменитый греческий трагик, написавший более 100 трагедий и умерший в 406 году до Р.Х. прожил 91 год.
Одну из своих знаменитых книг Софокл написал в возрасте 75 лет, а другую - в 89 лет.
Знаменитый итальянский живописец Тициан, умерший на 99 году жизни, нарисовал картину "Битва у Лепанто", когда ему было 95 лет, а картину "Снятие Тела со креста" начал писать в 97 лет.
Итальянский компазитор Джузеппе Верди прожил 88 лет.
В возрасте 74 лет он написал свой музыкальный шедевр "Отелло", в 80 лет - "Фальстаф", в 85 лет - всемирно известное произведение " Авва Мария" и другие.
Римлянин Гато в 80 лет начал изучать греческий язык.
Гениальный мастер скрипок Антонио Страдивариус умер на 92-м году жизни и , хотя был человеком богатым, продолжал делать скрипки до самой смерти.
Французский натуралист Жан Б. Ламарк на 85-м году жизни закончил свой труд по зоологии.
Кант, Лонгфелло, Ламартин, Ньютон, Буффон, Гендель, Мейербер - написали лучшие свои призведения после 70 лет.
Гете, проживший 83 года, на 80-м закончил величайшее литературное произведение "Фауст".
Всемирно известный основатель Бристольских сиротских домов Джордж Мюлер в возрасте между 70 и 87 годами совершил 8 кругосветных путешествий с проповедью Евангелия и до 92-х лет продолжал управлять основанными им приютами.
Секрет своего долголетия и неослабевающей энергии Мюлер приписывал трем вещам: он всегда старался иметь перед Богом и людьми чистую совесть; любил читать регулярно Библию и находил в ней неиссякаемый источник духовных сил; любил молиться и в этом личном общении с Богом обретал высшую отраду для души.
Известный американский изобретатель телефона, микрофона, мегафона, фонографа, лампочки накаливания Томас Эдисон и автомобильный король Генри Форд, оба творили чудеса техники после 80 лет.
Чехословацкий философ и государственный деятель Томас Массарик в 65 лет стал президентом республики и умер, когда ему было 80 лет.
Он сказал, между прочим: "Без интереса и любви нет жизни"...
Известный американский финансист Комодор Вандербилт добавил к своим огромным богатствам 100 миллионов долларов между 70 И 83 годами жизни.
Ученый Вениами Франклин прожил 84 года.
Он изобрел очки (бифокальные), когда ему было уже 78 лет.
Уинстон Черчиль в 87 лет регулярно заседал в парламенте.
Знаменитый капельмейстер Тосканини управлял симфоническим оркестром до 80-летнего возраста.
Знаменитый французский писатель Виктор Гюго, проживший до 89 лет, писал: "Зима на моей голове, но вечная весна в душе.
Я вдыхаю сейчас аромат сирени, фиалок и роз так же, как и тогда, когда мне было 20 лет"...
Американский философ и поэт Ральф Эмерсон, проживший около 80 лет, советовал "не считать лет человека до тех пор, пока у него больше ничего не осталось для подсчета, кроме прожитых лет"...
"Я знаю, что вы сочтете мои слова за шутку, но я скажу вам: хотя мне сегодня 101 год, жизнь для меня такая же сладостная, как и для всех вас, и я хочу еще жить так долго, как только Бог будет продлевать мои земные дни" - сказала счастливица в день своего рождения.
Доктор Александр Богомолец утверждал, что человек в 60 и 70 лет - все еще молод.
Эта длинная галерея портретов, или перечисление выдающихся "старожилов", далеко не исчерпывает всего списка людей, которые имели перед собою замечательные перпективы старости, но для нашей теперешней цели - вполне достаточно.
Из всего сказанного явствует, что старость не лишает нас будущности.
Поэтому никто не смущайся быть стариком, не чувствуй себя виновным в том, что ты состарился, и не извиняйся за свой преклонный возраст.
Помни, что человек должен, иногда, прожить до 90 лет, чтобы духовно прозреть, обратиться ко Христу, увидеть, насколько окружающий нас мир чудесен и прекрасен, и уразуметь "как благ Господь!"
Один из таких прозревших духовно писал своему другу:
"Тени вечерние спускаются надо мною, но утренний рассвет уже наступил в моей душе.
Я убеждаюсь в том, что лучшее в жизни всегда впереди и что самое дивное ожидает меня за холмом времени"...
Две страшные трагедии мы наблюдаем в мире: первая - когда молодой человек умирает, не успев осуществить своего жизненного назначения, и вторая - когда в старческом возрасте человек не знает: зачем он прожил жизнь?
Куда и на что ушли его драгоценные 60 или 70 лет?
В подобных случаях человеку не на что оглянуться, нет у него ничего достойного вспомнить сейчас, и не предвидит он никаких отрадных перспектив в будующем.
Для такого человека не так ужасна смерть, как безотрадно бессмысленное продление жизни.
Старость - осень нашей жизни.
С ранней весны юности и во все последующие годы мы ревностно сеяли.
И вот, теперь, в старости, мы приблизились к сезону жатвы.
Наша старость всегда будет такой, какой мы сами ее смастерили.
Старость может быть цепью великих и незабвенных благословений для себя и для других, но она может также оказаться и подлинным проклятием, если вместо чистого зерна мы засевали наше жизненное поле сорняками.
"Что посеет человек, то и пожнет"...
В этих словах Св.Писания выражена истина, которой не могут отрицать даже безбожники.
Легче снять солнце с небосвода, чем удалить эту истину из Библии.
Она подтверждена жизнью отдельных людей и правдивой историей многих империй.
Жатва многих исторических посевов была ужасна: "сеяли ветер и пожали бурю"...
Жатва многих стариков полна горечи.
Всем нам приходилось в жизни встречать людей, которые не привыкли смазывать чужих ран целительным бальзамом, но зато они рассматривают своим непременным долгом заливать эти раны уксусом.
Эти люди не скрывают постоянной своей горечи и недовольства.
Они всегда носят свои шипы, иглы и тернии снаружи и держат их остро заточенными.
Такими они были всю жизнь и с этим их духовным арсеналом вступили в старость.
Можно ли удивляться тому, что "никто их не любит", если все избегают их и не желают иметь с ними никакого дела?
Мы не прижимаем к нашей груди колючего ежа и не пользуемся рестораном, в котором не один раз уже нас отравили.
С грустью мы должны признать, что есть старики (и таких в наш век немало), у которых старость позорна, постыдна и унизительна.
Прожив всю свою жизнь невежественно, гнустно и пошло, они заражают своей проказой нравственно здоровых людей и особенно юношество.
Такой вид старости заслуживает не сожаления, а самого грубого порицания.
Не думаю, чтобы кто-нибудь из здравомыслящих людей избрал для себя такой род старости.
Итак, счастливая пора старости, как и всякая плодотворная будущность, вообще, принадлежит тем, кто к ней подготовлен.
Каждый человек живет той жизнью, какую сам для себя создал, и не имеет права на кого-то сетовать.
"Какая грязная, душная нора, какая глупая жизнь", - сказал впотьмах проснувшийся утром крот.
"Какое чудесное утро!
Какой свежий воздух!
Какой кристальный ручей!
Какой аромат цветов!
Какие необъятные просторы небосвода!" - пел в безоблачном голубом небе жаворонок в это же самое утро.
В заключении не мешает упомянуть еще о том, что в нашей жизни, склоняющейся к "осени", есть, так называемое, "бабье лето".
В этот короткий сезон много еще можно осуществить, много можно при желании достигнуть.
Многие старики прошли в детстве воскресную школу, юношеские кружки, были захвачены духовными истинами, но в процессе жизни ушли от Церкви и от Бога.
В этот сезон они могут обратиться ко Христу и обновить свои взаимоотношения с Церковью, помятуя о том, что Бог по-прежнему их любит и что Церковь широко открыта для их покаяния, общения и посильного в ней служения.
"Праведник цветет как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем они цветут во дворах Бога нашего.
Они и старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем".
Таковы перспективы благословенной старости.
❓❓❓❓❓❓❓❓❓❓❓❓
КАКАЯ ЦЕЛЬ ТВОЕЙ ЖИЗНИ
❓❓❓❓❓❓❓❓❓❓❓❓
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1