Внешняя политика в начале XXI века. Часть 1
«Россия не сердится, она сосредотачивается»
Начало XXI века для российской внешней политики стало временем горьких разочарований. Попытки руководства России делать дружественные шаги навстречу Западу в содействии по борьбе с международным терроризмом и наркотрафиком натолкнулись на упорное нежелание США и их союзники со своей стороны дать гарантии по нерасширению Североатлантического альянса и вступлению в него новых государств. Более того, в ответ фактически на союзническую российскую поддержку усилий США по борьбе с терроризмом в Вашингтоне пошли на явно недружественный шаг продолжили финансирование кавказского бандподполья, политической оппозиции в самой России, недружественных Москве государств бывшего СССР, фактически спровоцировав руководство тогдашней Грузии на вторжение в Южную Осетию. Эти шаги вынудили Россию полностью пересмотреть свои отношения с Западом, окончательно отказавшись от неолиберальных иллюзий конвергенции.
Друг Билл и друг Джордж
На рубеже веков российская политическая элита, во многом тесно связанная с Западом, не имела желания страдать реваншизмом. В ее задачи больше входило остановить безудержное падение государственной власти и попытаться обрести балансировку хотя бы на краю пропасти.
В опубликованной в июне 2000 года «Концепции внешней политики Российской Федерации» новый президент Владимир Путин обозначил свои внешнеполитические приоритеты на ближайшую перспективу: «Обеспечение надежной безопасности страны, воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире».
Москва поддерживала Вашингтон в ее открытой борьбе с Усамой Бен-Ладеном, понимая, что у нас общий враг — в горах Кавказа именно ваххабиты и фундаменталисты пытались дестабилизировать обстановку. В Москве называли президента Клинтона «друг Билл» и радовались его ответным похлопываниям по плечу.
Впрочем, в ходе «косовского кризиса» российские десантники в июне 1999 года совершили свой знаменитый марш-бросок в Приштину и заняли аэропорт «Слатина» (Путин в этот момент уже совмещал посты директора ФСБ и секретаря Совета безопасности РФ), проигнорировав угрозы командования НАТО. На Западе этому удивились, но не особо озадачились.
Тем более что, несмотря на неоднократные протесты Москвы, в Вашингтоне визировали расширение НАТО на Восток, дали "зелёный свет" на вступление в Альянс в марте 1999 года Венгрии, Польши и Чехии. Интересно, что в 2000 году в ходе визита в Москву вопрос о вступлении в альянс России задал уже сам президент РФ Владимир Путин. По его признанию, «реакция на мой вопрос была весьма сдержанной». Запад не собирался всерьез идти на сближение с проигравшей холодную войну бывшей сверхдержавой. Как не собирался соблюдать договор об обычных вооруженных силах в Европе, считая НАТО единственной реальной силой в мире, способной диктовать этому миру свои условия.
11 сентября 2001 года Владимир Путин первым позвонил своему коллеге Джорджу Бушу-младшему с выражением соболезнования по жертвам атак на башни-близнецы в Нью-Йорке и с уверениями в союзничестве по борьбе с терроризмом. «Друг Джордж» поддержке обрадовался, но уже через несколько дней начал живо интересоваться «правами человека» в ходе проведения Россией контртеррористической операции на Северном Кавказе. Давая понять, что в Вашингтоне не намерены жертвовать собственными интересами в регионе.
«Холодный душ» достаточно отрезвил Москву, где поняли, что нужно расставаться с «союзническими иллюзиями».
Возможно, тогда лишь единицы вспомнили известную фразу князя Александра Горчакова, сказанную им после поражения в Крымской войне: «Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит перед лицом таких фактов, которые не гармонируют ни с правом, ни со справедливостью. Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия сосредотачивается».
«Сосредоточение» же России означало то, что самая большая в мире страна, обладающая неисчерпаемыми ресурсами, уже не намерена мириться с тем местом, которое для нее определили другие. С этой страной теперь вновь приходилось считаться.
Еще более опечалило «наших западных партнеров» сказанная Владимиром Путиным фраза о том, что развал СССР был «крупнейшей геополитической катастрофой». После чего для США и НАТО на одной шестой части суши вновь замаячил призрак «империи зла». Неолиберальное похмелье закончилось.
Но для того чтобы страну воспринимали всерьез, чтобы стать сильной и реально вернуться в мировую элиту, необходимо было поправить собственное экономическое положение и обязательно погасить внешние долги.
Призрак гиганта
К началу века пережившая дефолт 1998 года Россия пребывала в долгах, как в шелках. На 1 января 2000 года общая сумма внешних долгов составляла 158,7 млрд долларов (84% ВВП). Наиболее значимыми из них были долги Парижскому и Лондонскому клубу кредиторов, Международному валютному фонду, Всемирному банку, долги по ленд-лизу и царские долги России. Наибольшая часть задолженности накопилась за годы руководства страной президентов Михаила Горбачева и Бориса Ельцина. Причем целесообразность заимствований ставилась под сомнение многими экономистами, утверждавшими, что долги больше носили политический характер и делались для сохранения власти, а не из учета интересов страны.
В частности, нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц заявил, что рекомендованная Всемирным банком «шоковая терапия» переходного периода для России была ошибочной, что привело к падению уровня жизни населения. В то время как Китай, отказавшийся от этих рекомендаций, напротив, испытал экономический подъем.
Тем не менее такие долговые гири не позволяли России как привлекать инвесторов, так и претендовать на статус великой державы.
Поэтому первейшей задачей правительства было продемонстрировать всему миру тренд на возврат долгов и серьезность намерений новых властей страны.
Уже в 2000 году Россия как правопреемник СССР и империи погасила царские «долги чести» перед Францией в размере 400 млрд долларов. К середине десятилетия последовало досрочное погашение долгов перед Международным Валютным Фондом (3,33 млрд долларов), Парижским (22,5 млрд) и Лондонским (32 млрд) клубами, долг по сельхозкредиту 1998 года перед США (343,25 млрд). Таким образом, к концу второго срока президентства Путина Россия снизила свой внешний госдолг до одного из самых низких в мире уровней — 3-5% ВВП (на 1 января 2008 года — 44,9 млрд). При этом золотовалютные резервы Центробанка оценивались в 518,8 млрд (3-е место в мире), средства Стабилизационного фонда — 122 млрд.
Это превратило ее из крупнейшего должника в одного из основных мировых кредиторов (Россия была принята в Парижский клуб).
Пополнению бюджета способствовали не только углеводороды, но и возврат России на мировой рынок оружия. СССР наряду с США традиционно являлись крупнейшими поставщиками вооружения на мировой рынок. В 90-х годах стагнация отечественного оборонно-промышленного комплекса привела к утере рыночных позиций (экспорт на уровне не более 3 млрд долларов ежегодно), которые были быстро заняты странами СНГ и бывшего Варшавского договора, торгующими либо по бросовым ценам старой советской техникой, либо аналогами российского вооружения.
Обострение внешнеполитических противоречий, война на Ближнем Востоке, операции НАТО в Югославии и Афганистане привели к всплеску интереса потребителей к дешевому и надежному вооружению из России как традиционному партнеру стран Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки. В первую очередь вследствие смещения акцентов в современных войнах на воздушные бомбардировки контракты заключались на поставки зенитно-ракетных комплексов и авиации. Заказы «Рособоронэкспорта» только на боевую авиацию в 2005-2009 годах составили 40% от общего объема зарубежных поставок оружия. Россия стала непременным участником всех мировых салонов и форумов вооружений, выйдя на новые рынки (Евросоюз, Бразилия, Венесуэла, Кувейт и др.) и торгуя более чем с 80 странами мира.
В 2005 году объем экспорта достиг рекордных за весь постсоветский период показателей — 6,1 млрд долларов, удвоившись к концу десятилетия (портфель заказов — 32 млрд).
Оружейный ренессанс России к 2010 году вывел ее на второе место в мире по рыночной доле (23%), уступая лишь США (32%).
Показательно, что с ростом международного значения России ее руководство могло позволить себе заключать контракты на поставку вооружений в обход санкций Запада к так называемым странам оси зла (Ирак, Сирия, Ливия, Иран, Венесуэла, Судан). Что было невозможно себе представить в предыдущее десятилетие.
Мюнхенский разговор
К середине нулевых ситуация в мире крайне обострилась. США и НАТО вторглись в Афганистан и Ирак (сюда вообще без санкции Совбеза ООН, умышленно введя в заблуждение весь мир о якобы наличии у Саддама Хуссейна оружия массового поражения), поставив в двусмысленное положение даже некоторых своих европейских союзников по альянсу, не поддержавших операцию. Были разрушены не только эти страны — разрушенными оказалась вся мировая дипломатическая архитектура.
С укреплением позиций России в мире Вашингтон с союзниками спровоцировал вторую волну цветных революций среди бывших близких к ней стран: «бульдозерная революция» в Сербии в 2000 году, «революция роз» в Грузии в 2003 году, «оранжевая революция» на Украине в 2004 году, «тюльпановая революция» в Киргизии в 2005 году. Стало понятно, что Запад формирует очередной «санитарный кордон» вокруг России, по типу того, который сформировала Антанта в 1920 году.
Правительства бывших союзных республик СССР со старыми элитами во главе за годы у власти успели наделать массу ошибок в политике и экономике и не сумели уследить за критическим давлением «пара в котле», вовремя его стравливая. В результате они вполне преуспели во внесении раскола во взаимоотношения внутри СНГ и потерю влияния Москвы над бывшими сателлитами.
10 февраля 2007 года Владимир Путин выступил на Международной конференции по политике безопасности в Мюнхене, где озвучил абсурдность идеи однополярного мира, призвал единственным механизмом принятия военных решений считать Устав ООН, призвал одуматься и соблюдать Договор об обычных вооруженных силах в Европе. В заключение он заметил, что «Россия — страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня».
Мюнхенская речь Путина считается окончанием эпохи неолиберальных перемен в России. Страна выбрала собственный путь развития.
#ЭпохапеременРоссии#внешняяполитика#СеверныйКавказ#крупнейшаягеополитическаякатастрофа#дефолт#мировойрынок
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев