Культура начала XXI века. Часть 2
Культурное отслаивание
Изменение ментальности поколения next повлекло за собой и серьезные сдвиги в области культуры. Повышать свой интеллектуальный уровень стало «не модно», зато модным было тусить, подражать кумирам в мелочах, стремиться в «общество». В моду входил крайний космополитизм, а понятие патриотизма уже ставилось наравне с неким «пещерным консерватизмом».
Открытые границы и получение возможности в «жирные» годы значительной части трудоспособного населения ездить на отдых за рубеж запустил процесс конвергенции потребностей между Западом и Востоком. Люди почувствовали себя «полноправными членами цивилизованного мира», хотя из «цивилизации» взяли для себя как раз самые варварские начала.
Потребовалась сильнейшая встряска в виде цветных революций, ползучей русофобии, попыток навязать России сомнительные западные ценности, околоспортивных унижений без флага и гимна, отмены культуры, языка и т.п., чтобы разбудить спящего медведя. Заставить его стряхнуть с себя либеральный морок.
Телепеределка
В начале нулевых в тележурналистике произошли кардинальные изменения среди редакционной политики телекомпаний. Связано это было прежде всего с отстраиванием властной вертикали, что привело ведущие каналы к смене частных владельцев на государственные структуры. НТВ, ТВЦ, РЕН ТВ, Пятый канал перешли в управление различным компаниям с государственным капиталом, что сразу же сказалось на направлении освещения ими новостей и устройства сетки вещания. Телевидение уходило от политической направленности в сторону развлекательности.
Поэтому в моду вошли многочисленные скандальные ток-шоу с профессиональными малоизвестными актерами, устраивавшими «постановочные скандалы», «разводы», «обретение потерянных друзей-родственников» и пр. Даже традиционные интеллектуальные программы постепенно меняли формат на «шоу на выживание», где интеллект уступал место хитрости и изворотливости («Слабое звено», «Битва экстрасенсов», «Смех без правил»).
Главными юмористическими программами стали те, которые делали бывшие КВНщики («Комеди Клаб», «Наша Раша», «Даешь молодежь!», «Уральские пельмени»), перебившие по рейтингам казавшийся вечным «Аншлаг».
Упор на ТВ был сделан на участии в любом шоу не простых обывателей, а узнаваемых людей, что гарантировало рейтинг и внимание рекламодателей. Поэтому за программами «Большие гонки», «Ледниковый период», «Танцы со звездами», многочисленными кулинарными шоу зрители следили с неослабеваемым интересом.
Привлекали «мыльные оперы», подчеркивающие реальность свершения на российской почве «американской мечты» по типу метаморфоз с «гадким утенком» и «Золушкой» («Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», «Кармелита»), — радовало наличие «общества равных возможностей». В них превалировали так называемые процедурные драмы, в которых наличествовал автономный сюжет на одну серию, позволявший зрителям следить за жизнью героев с любого эпизода.
Широко тиражировались ситуационные комедии (ситкомы) с применением закадрового смеха («Папины дочки», «Солдаты», «Интерны»), позволяющие вообще не напрягать мозг в поисках сюжета.
Очень популярны стали сериалы криминальной тематики («Бандитский Петербург», «Каменская», «Улицы разбитых фонарей», «Глухарь»), что в стране с разгулом преступности было просто и понятно. Тем более что добро там всегда побеждало зло.
В особую когорту попали сериалы, снятые для более интеллектуального и ностальгирующего по лучшим временам зрителя по мотивам классических литературных произведений («Мастер и Маргарита», «Идиот», «Преступление и наказание», «Дети Арбата»).
«Жирные» годы позволили переломить ситуацию в отечественном кино, заняться строительством современных кинотеатров и кинозалов, снимать фильмы, заслуживающие внимания критиков и специалистов, собирающие награды на престижных международных фестивалях.
Первые блокбастеры снял Тимур Бекмамбетов, имевший опыт работы с оскароносным голливудским режиссером Роджером Корманом. В 2004-2005 годах вышли на экраны «Ночной дозор» и «Дневной дозор», изобилующие спецэффектами мирового уровня. Фильмы имели огромный кассовый успех в России, кинокомпания «ХХ век Фокс» приобрела права на прокат «Дозоров» за пределами СНГ, а Бекмамбетова пригласили снимать в Голливуд.
В жанре заокеанского экшена при участии французских монтажеров Егором Кончаловским были сняты также «фильмы-погодки» «Антикиллер» и «Антикиллер-2», сочетавшие в себе «бандитскую» и «патриотическую» темы.
Любимая народом «бандитская» тема развивалась в лентах «Бумер», «Бригада», «Бой с тенью», «Ростов» и др.
Поиск новой идеологии и ностальгия по «прекрасному далеко» побудили снять ряд исторических лент, так и не вызвавших ожидаемые эмоции у зрителей: «1612» (в привязке к новому празднику 4 ноября), «Александр. Невская битва», «Брестская крепость», «9 рота».
Особо популярной стала тема Великой Отечественной войны как символа, наиболее близкого народу.
Больших зрительских симпатий добились ленты, которые снимались в классической и в то время оригинальной советской манере: «Тарас Бульба», «Звезда», «Ликвидация».
Открытиями стали молодежные комедии, снятые в уже полюбившемся жанре «Особенностей...» 90-х годов с узнаваемыми персонажами: «День радио», «О чем говорят мужчины», «День выборов», а также «Горько» и пр.
Еще одним из символов нулевых стало появление в кино нового формата 3D. Некогда бывший мировым лидером в сегменте стереоскопического кино СССР развалился, а Россия лишь к концу нулевых смогла построить до 500 цифровых 3D-залов, оборудованных новейшими проекционными стереосистемами.
Фантастический успех голливудского «Аватара» продемонстрировал, что представленные в 3D-формате фильмы позволяют собирать в 5-6 раз большую кассу, чем обычные.
Так что вслед за уходом в «компьютер» российскому кино теперь показана дорога и в иной высокотехнологический и высокобюджетный формат.
Олимпийский цикл
Опыта проведения зимних Олимпиад в России не было, да и всей необходимой инфраструктуры для столь различных соревнований даже по всей стране не набиралось. Но именно это стало главным козырем России — строить с нуля всегда легче, чем модернизировать уже готовые объекты.
Сомнение вызывал выбор места — субтропики Сочи. Но и это пошло на пользу: сочетать зиму и лето не удавалось еще ни одному из хозяев ОИ, строивших спортсооружения главным образом в горной местности. В Сочи же предусматривался еще и прибрежный кластер с основными дворцами спорта.
На выборах 4 июля 2007 года в Гватемале президент Путин произнес проникновенную речь к членам Олимпийского комитета на трех языках. Соперники — корейский Пхенчхан и австрийский Зальцбург — ничего подобного предоставить не смогли.
После выигрыша (51 голос против корейских 47) Россию захватила небывалая волна ажиотажа. А в очередь за выгодными подрядами на строительство объектов (общий бюджет был объявлен в размере 327,2 млрд рублей) к специально созданной корпорации «Олимпстрой» выстраивались едва ли не все крупнейшие холдинги страны.
Колоссальные инвестиции в Олимпиаду по сути создавали новый Сочи с модернизированной коммунальной инфраструктурой и перспективой использования спортивных, дорожных, гостиничных сооружений и в дальнейшем.
Вторым спортивным козырем России стало проведение чемпионата мира по футболу 2018 года.
В декабре 2010 года в Цюрихе была удовлетворена заявка от «одной шестой части суши». А тогдашний президент Российского футбольного союза Сергей Фурсенко даже обмолвился о том, что сборной вполне под силу стать чемпионом мира.
Это не всеми было воспринято как юмор, ибо на прошедшем в 2008 году чемпионате Европы футболисты голландского тренера сборной Гуса Хиддинка показали фееричную игру, с которой можно было претендовать на многое. К тому же всего за три года (с 2005 по 2008-й) российские клубы дважды брали Кубок УЕФА и один Суперкубок Европы. В футбол были вложены достаточные средства со стороны спонсоров.
Расширение географии чемпионов и появление в стране около десятка крепких клубов повысили интерес к футбольному первенству и обратили к нему финансовые потоки большого бизнеса. Клубы постепенно переставали быть «навязаны» региональным властям, а приобретались крупными холдингами, вкладывавшими в их развитие в «жирные» годы значительные средства — «Зенит» ушел «Газпрому», ЦСКА — «Башнефть», «Спартак» — вице-президенту «ЛУКОЙЛа» Леониду Федуну, «Локомотив» — традиционно «РЖД», московское «Динамо» — ВТБ, махачкалинский «Анжи» — миллиардеру Сулейману Керимову и пр.
«Футбольные деньги» вышли и за границы России. Миллионы долларов тех лет потекли на родину футбола (Роман Абрамович приобрел лондонский «Челси», Алишер Усманов — «Арсенал»). Дело даже не в особой любви к футболу, просто известная сумма инвестиций в клуб гарантировала получение гражданства определенной страны.
«Газпром» стал титульным спонсором немецкого клуба «Шальке-04», «Челси», спонсором Лиги чемпионов и Суперкубка УЕФА.
В мировые лидеры вышли сборные по пляжному и мини-футболу, молодежные мужская и женская команды завоевывали титулы на различных соревнованиях.
Российские футболисты стали получать зарплаты на уровне выше среднеевропейских, что автоматически лишало их желания добиваться зарубежных контрактов.
Поэтому основания для оптимизма для ЧМ-2018 были. В России за несколько лет были модернизированы или отстроены с нуля 12 стадионов международного уровня. Создана современная инфраструктура в 11 городах, что позволило на высшем уровне провести матчи чемпионата мира. Все это способствовало росту в обществе патриотических настроений и чувства гордости за достижения своей страны.
Реализация спортивных суперпроектов доказала, что для современной российской индустрии нет ничего невозможного, будь то Крымский мост, космодром, завод-гигант, многокилометровый трубопровод и др. Становление собственной культуры производства, как и позитивные изменения в общей культуре населения, стали лучшей лакмусовой бумажкой первых признаков оздоровления всего общества.
#эпохапеременроссии #олимпиада2014 #суперкубокуефа #газпром #стадионлужники #чемпионатмирапофутболу2018 #крымскиймост #лигачемпионовуефа
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев