Культура начала XXI века. Часть 1
Утомленные интернетом
Выжившее и выстоявшее в лихие 90-е, поколение россиян сумело преодолеть и демографическую яму, произведя на свет людей нового типа — поколение next.
Это было поколение, рождённое при беспрепятственном доступе во Всемирную паутину, при книгоиздательском буме, при избытке свободного времени и возможностях заняться спортом или трудом, при беспредельных возможностях карьерного роста и уровнях зарплаты. Поколение next обладало такими техническими возможностями, которые не снились их родителям, и было способно при надлежащем желании и усердии так воплотить в жизнь «американскую мечту», что за океаном не могли в это поверить.
Доступ в Сеть
Широкая компьютеризация позволила получить доступ к информации не только продвинутым пользователям крупных городов, студентам и школьникам, но и жильцам домов престарелых, инвалидам, заключенным тюрем, полярникам-зимовщикам, отшельникам, чабанам дальних пастбищ и пр., затрагивая со временем все поколения и социальные слои россиян.
Дешевое оборудование и программное обеспечение из стран Юго-Восточной Азии сделало доступными ранее считавшиеся запредельными цены на некогда экзотический вид техники. Компьютер быстро стал не просто старорежимной «электронно-вычислительной машиной», а настоящим «членом семьи», превратившись из громоздких машин в удобные ноутбуки, смартфоны, электронные книги. В домах россиян теперь был не один, а несколько компьютеров (стационарные и мобильные), что способствовало даже вовлечению в электронные игры по сети всех членов семьи.
В интернете теперь выходили газеты, продавалась реклама, товары, делались ставки в букмекерских конторах, завязывались знакомства, работали «электронные переводчики», делался бизнес, писались бухгалтерские отчеты, разорялись и богатели целые компании и организации.
Тенденция к глобализации мировой экономики диктовала вовлечение всей производственной сферы и сферы услуг во Всемирную паутину. Каждое юридическое и многие физические лица обзаводились своими сайтами в интернете, где размещалась полезная информация для привлечения заинтересованных лиц, структур и потенциальных потребителей.
Технические возможности и широкая компьютеризация сегодняшнего мира по Национальному проекту Федерального проекта «Патриотическое воспитание» открывают новые возможности для патриотического воспитания молодого поколения. С помощью интернет-ресурсов и социальных сетей можно организовывать мероприятия и акции, которые объединят людей разных возрастов и национальностей вокруг общих ценностей и идеалов.
Правительством была разработана федеральная целевая программа «Электронная Россия», которая предусматривала внедрение системы документооборота под общим названием «электронное правительство» для максимального облегчения контактов населения с органами власти. По задумке разработчиков это должно было предоставить россиянам необходимые госуслуги и избавить людей от многочасовых будней в очередях перед чиновничьими кабинетами, снижая коррупционную составляющую органов власти.
Развитие Сети в стране стало настолько успешным, что на прошедшей в Каире в ноябре 2008 года 33-й конференции ICANN было даже решено выделить России кириллический домен верхнего уровня «рф» вместо ставшего уже привычным латинизированного «ru».
Пойманные в соцсети
С середины десятилетия поколение next с головой погрузилось в запущенные в интернете социальные сети, позволяющие как находить давно забытых людей, так и устраивать своеобразные онлайн-конференции между группами друзей и единомышленников.
4 марта 2006 года в стране была запущена разработанная сахалинским программистом Альбертом Попковым сеть «Одноклассники», совершившая революцию в интернет-общении (100 млн пользователей и 31 млн посетитель в сутки). Проект, начинавшийся как «человеческий поисковик», буквально за год вошел в десятку самых посещаемых российских сайтов. Внутри платформы люди делились на сообщества, круги по интересам, выпускников разных лет и учебных заведений, любителей различных стран, артистов и кулинарных изделий, болельщиков спортивных клубов и пр.
Появилась целая специализация — блогер. Люди, которые ежедневно отслеживали события в глобальной сети, оставляли свое мнение либо в собственном блоге, либо в дневниковых блог-платформах. Порой персонифицированные сообщения, оставленные в соцсетях и «Живом Журнале», становились поводом для судебных разбирательств, ибо не отслеживались цензурой и не могли быть заблокированы извне.
Обсуждение новостей в онлайне стало необходимым и повседневным условием жизни в «инете». В связи с этим понятие «свобода слова» стало совершенно умозрительным, ибо выразить свое мнение о событиях в стране в социальных сетях, чтобы его могли увидеть все, мог кто угодно в любое время суток, при этом оставаясь анонимным. Никакая, даже самая жесткая «мягкая тирания» не могла бы этому помешать при всем желании.
В среде футбольных фанатов появились люди, которых называли «троллями» (поливающими грязью любое событие или чужую команду) и «глорами» (болеющими только за победителей). От них понятие «троллизм» перешло в обычную жизнь и уже в обсуждение нефутбольных новостей.
За стеклом
Одним из любимых развлечений поколения next и последующих за ним «миллениалов» в России стали реалити-шоу. Пришедший с Запада массовый зрительский вуайеризм, аналог «Большого Брата», вызвал ажиотажный интерес. Но как раз реалити-шоу начала века собирали у телеэкранов миллионы людей, пристально следящих и оживленно обсуждающих проблемы запертых под прицелами телекамер молодых людей.
Первый же из них проект «За стеклом» вызвал реакцию, граничащую с истерией. Группа молодых людей была заперта на месяц в специально отгороженном помещении холла гостиницы «Россия» (впоследствии снесена), утыканном телекамерами везде (даже в туалете). Их выяснение отношений, ссоры, интриги, секс, компромиссы становились почвой для обсуждения всей страной. Многие москвичи ходили к «России», силясь разглядеть, действительно ли там в настоящее время происходят транслируемые сразу по трем каналам ТВ события.
Огромную популярность завоевал проект «Последний герой». Главным образом поздние сезоны, в которых участие принимали звезды шоу-бизнеса, театра, кино, телевидения, акулы пера и представители интеллигенции. Зрителей привлекало соответствие экранного образа своих кумиров их поведению в экстремальной ситуации, которое далеко не всегда оказывалось привлекательным для обывателей.
Две группы людей, высаженных на острова в Карибском море (позднее — в Африку) поставлены на грань физического и морального выживания. При этом они соревнуются друг с другом и, поскольку это «шоу на выживание на проекте», со своей совестью. Ибо каждому надо проголосовать за «вылет» соседа. Условия проекта были таковы, что выносливость, сила, навыки и умение здесь сочетались с интриганством, наушничеством, подлостью, завистью.
Эксперты ТВ отмечали, что «в сознание всей страны одновременно вбивают идеологию подлости, отрицание бескорыстной солидарности, навыки предательства друзей и стиль жизни «зоны». Но такими уж были изменившиеся реалии жирных нулевых, что психология нового россиянина отражалась именно в таких срезах общественной морали, как реалити-шоу.
Но абсолютными чемпионом жанра стал бесконечный проект «Дом-2», занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самое длинное телевизионное реалити-шоу.
Являясь логическим продолжением проекта «Дом» (шел несколько месяцев в 2003 году) с измененным форматом «Дом-2» из года в год превращал жизнь россиян в непрекращающуюся «мыльную оперу», написанную без всякого сценария. Прошедшие за нулевые годы свыше тысячи участников проекта уже перестали физически строить жилье (как это делали в «Доме») за МКАДом, а занимались только тем, что «строили любовь» уже в подготовленных для этого помещениях. В шоу специально не подготовленные люди жили и общались так, как это делают в повседневной жизни. С одной стороны, в этом была ценность и рейтинговость «шоу на выживание», с другой, пессимизм и разочарование грядущим поколением. «Дом-2» стал настоящим жупелом в устах тех, кто хотел показать, как не надо воспитывать детей и «строить любовь».
«Дом-2» требовали запретить общественные организации, думцы, Русская православная церковь, политики, но тем самым лишь увеличивали аудиторию проекта, по сути, помогая его владельцам обогащаться. «Дом-2» был на редкость прибыльным, с чем и связана столь долгая его жизнь на телевидении.
#эпохапеременроссии #компьютеризация #интернет #спам #реалитишоу #электроннаяроссия #поколениеnext #компьютерныеигры #тв #всемирнаяпаутина
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев