Внутренняя политика начала XXI века. Часть 2.
Настройка механизма
Получившие от бывшего президента РФ Бориса Ельцина совет «брать столько суверенитета, сколько смогут проглотить» регионы России слабо управлялись центром и порой проводили политику отдельных государств. А их главы чувствовали себя удельными князьями при феодальной раздробленности. Враждующие между собой силовые ведомства имели меньше реальной власти, чем отдельные криминальные группировки. В этой ситуации выстраивание жесткой вертикали со стороны федерального центра было равнозначно возвращению себе эффективного управления, без которого нормальное функционирование государства невозможно.
«Око государево»
В начале 90-х годов ХХ века в некоторых субъектах федерации был принят ряд законов о превалировании местных законов над федеральными, которые напрямую противоречили как федеральным законам, так и Конституции РФ. По местной кодификации устанавливался приоритет регионального законодательства над федеральным, что делало ничтожным сохранение власти президента в провинции. Регионы устанавливали собственные экономические границы, препятствуя свободному перемещению товаров и дезинтегрируя связи между центром и субъектами Федерации. Силовые структуры на местах обслуживали интересы местной элиты, фактически игнорируя федеральную вертикаль.
Неподконтрольная Чечня, брожение в Дагестане, Ингушетии, КЧР, КБР, Адыгее, особый статус Татарстана, показательно анархическая позиция руководства Приморского края, снимать которое приезжали целые премьер-министры и давали понять Кремлю, что без жесткой внутренней политики обойтись невозможно. Для этого нужны были целые структуры, непосредственно подчиненные президенту России, которые обладали бы реальными рычагами власти — «око государево» начала нового тысячелетия. Таковыми стали аппараты полномочного представителя президента в создаваемых семи федеральных округах.
Должность полпреда президента существовала и ранее. Но если в 90-х годах полпреды представляли собой малозаметные фигуры, в обязанности которых входило лишь информирование Кремля о ситуации в регионе, то в новых условиях у них появлялся целый штат сотрудников. Создаваемые полпредства должны были обеспечить проведение «линии Кремля» в регионах и доведение до реализации принимаемых центром законов. Именно на них возлагалась задача кадровых изменений на местах и обеспечение продовольственной безопасности страны.
По сути именно за первую десятилетку полпредства выполнили возложенные на них задачи — проконтролировали безболезненную смену региональных властей, назначение после отмены выборов глав субъектов Федерации, приведение местных законов в соответствие федеральным, погашение межэтнических конфликтов и снижение накала религиозного экстремизма. Особенно это было сложно на юге России, где существовали не только горячие точки, но и территориальные претензии регионов друг к другу.
В конце десятилетия после выполнения возложенных на него задач институт полпредства фактически превратился в излишнюю, ничего не решающую структуру.
Смена элит
Появление института полпредов потребовало создания особого аппарата, откуда в последующие годы выходили главы многочисленных региональных администраций и федеральные министры. С подачи полпредов была проведена замена руководства таких проблемных регионов, как Чечня, Ингушетия, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Якутия, Приморский край, Камчатская область и др. Особенно ярко это выразилось в отставке такого политического тяжеловеса, как мэр Москвы Юрий Лужков.
Перераспределение полномочий далеко не всегда лояльных Кремлю глав субъектов Федерации началось сразу после прихода к власти Владимира Путина. Первой крупной реформой нового руководства в августе 2000 года стало изменение порядка формирования верхней палаты парламента, основу которой составляли губернаторы и президенты. Региональные главы были заменены на двух работающих на постоянной основе местных представителей в Совете Федерации, одного из которых выдвигал губернатор, другого — законодательный орган региона. А поскольку региональные парламентарии, как правило, большей частью были сторонниками губернаторов, то верхняя палата получала сразу двух лоббистов интересов местных элит. Сами губернаторы автоматически включались в состав Государственного совета — совещательного органа власти без ключевых полномочий при президенте России.
Однако самый чувствительный удар по самостийности региональных лидеров был нанесен в сентябре 2004 года, после трагического теракта в Беслане с гибелью сотен школьников. После него федеральным правительством был принят комплекс мер, направленных на укрепление единства страны, создание новой системы взаимодействия сил и средств, осуществляющих контроль над ситуацией на Северном Кавказе, эффективной антикризисной системы управления, включая принципиально новые подходы к деятельности правоохранительных органов.
Собственно, эти события стали лишь поводом для очередного перераспределения полномочий высших должностных лиц субъектов Федерации. Причина назрела годом ранее, когда перед парламентскими выборами в Госдуму РФ лишь немногие региональные лидеры, призванные стать «паровозами» электората, решились на вступление в «президентскую» партию «Единая Россия». Лишь 30 из 89 дальновидно обзавелись партбилетом.
Административная реформа в России в нулевых годах проводилась с 2003 года главным образом в целях укрепления вертикали исполнительной власти и разграничения полномочий между центром и регионами. Субъекты Федерации во многом были лишены самостоятельности в законотворчестве, распределении доходов и назначении чиновников на ключевые посты. Чуть более четко обозначались права органов местного самоуправления (в ходе параллельно проводимой муниципальной реформы 2006 года), полномочия которых не играли существенной роли в выстраивании вертикали.
Очень много вопросов вызвала пенсионная реформа 2002 года, принятая из-за ухудшения демографической ситуации в стране и значительного роста пенсионеров по отношению к трудоспособному населению.
Идеологом реформы считается тогдашний глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов и будущий глава Минздравсоцразвития РФ.
Она предусматривала разбивку будущей пенсии для работающих на страховую и накопительную части. При этом человек мог либо сам выбрать негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию своими пенсионными средствами, либо по умолчанию они отправлялись во Внешэкономбанк.
На исходе десятилетия, когда начали появляться первые пенсионеры, которые по распределительно-накопительной схеме получали не накопившуюся сумму, а обычные единовременные выплаты, в правительстве наконец вынуждены были признать ошибку в расчетах и срочно заняться исправлением ситуации.
Много критики среди населения вызвала и реформа образования. Особенно введение ЕГЭ и учет его результатов при поступлении в вузы. Кроме того, реформа привела к уменьшению числа базовых и увеличению количества платных дисциплин, что для значительного числа родителей было просто не по карману.
Постоянными скандалами сопровождалась военная реформа. Многие эксперты были недовольны переводом армии от привычной четырехзвездной системы управления (округ — армия — дивизия — полк) к трехзвездной (округ — оперативное командование — бригада) с сокращением количества военных округов до четырех. При этом министр обороны Анатолий Сердюков расформировал гордость армии — гвардейские Таманскую и Кантемировские дивизии, десятки военных вузов. Почти 150 тысяч офицеров были отправлены в запас. Реформа предусматривала перевод на аутсорсинг гражданским организациям военную медицину, обеспечение войска питанием и снабжением.
В ходе же реформирования и распродажи армией «ненужного» имущества и объектов были задействованы многочисленные коррупционные схемы, что вскоре привело к отставке Сердюкова и возбуждению ряда уголовных дел в отношении его непосредственных подчиненных. В частности, в 2013 году Следственный комитет РФ возбудил ряд уголовных дел по халатности и злоупотреблениям.
Новый министр обороны Сергей Шойгу озвучил наиболее грубые провалы в действиях предшественника: закрытие ряда военных вузов и сокращение приёма абитуриентов в оставшиеся вузы, что создало острый дефицит военных специалистов в войсках и на флоте; разрушение системы военной медицины, провал оборонного заказа, несвоевременное, с опозданием заключение контрактов с предприятиями военно-промышленного комплекса, из-за чего изделия с долгим технологическим циклом производства не успевали выпустить.
Головную боль жителям доставила и реформа ЖКХ, задуманная как главная движущая сила по модернизации всего коммунального хозяйства России, износ основных фондов которого превысил 65%.
Вместо привычных ЖЭКов создавались управляющие компании и ТСЖ, которые и должны были следить за состоянием жилых помещений, нанимать ремонтные бригады. На деле же по стране прокатились многочисленные скандалы, связанные с мошенничеством в УК, занимавшихся только взиманием повышенной платы за коммунальные услуги и составляющих фиктивные договоры на ремонтные работы.
Впрочем, стоит заметить, что просчёты и злоупотребления в ходе разработки и реализации реформ власти старались оперативно исправлять и не допускать разогревания общественного недовольства.
Второй человек
Укрепление вертикали власти и тщательный кадровый подбор отбывающим свой положенный по Конституции второй президентский срок Владимиром Путиным означало, что он будет готовить «мягкую передачу власти» своему преемнику. Точно так же, как долгое время искал его и Борис Ельцин.
В разное время в качестве «преемников» фигурировали Виктор Зубков, Сергей Нарышкин, Игорь Шувалов, Сергей Собянин, Сергей Шойгу и многие другие.
Кандидатура бывшего главы администрации президента Дмитрия Медведева в учет не принималась как вследствие возраста, так до определенного момента и по степени влиятельности в правительстве.
Однако именно он, в 90-х годах работавший экспертом в Комитете по внешним связям Петербурга (его возглавлял Владимир Путин с 1991 года), впоследствии приглашенный своим бывшим шефом в 1999 году на работу в Москву, стал наиболее подходящей фигурой на должность «временного диадоха».
Кандидатура «преемника» со стороны Кремля была окутана непроницаемым туманом. В администрации президента пошли по тому же сценарию, как и во время прихода к власти самого Владимира Путина: будущий «диадох» должен быть непубличным и минимально узнаваемым. Объявить о нем следовало как можно позже, чтобы оппоненты просто не успели вывернуть наизнанку всю его предыдущую жизнь в поисках компромата.
Хотя неожиданное назначение Медведева на ранее ликвидированный пост первого заместителя председателя правительства, курирующего ключевые нацпроекты, никого уже не могла ввести в заблуждение. СМИ и общественные организации дружно поддержали «успехи по реализации нацпроектов». Особенно отмечали компьютеризацию всех отечественных школ как личную заслугу вице-премьера, всячески пропагандировавшего модернизационные планы правительства.
В декабре 2007 года Путин официально поддержал его кандидатуру на пост президента, а Медведев в свою очередь предложил тому пост премьера своего правительства. Через несколько месяцев властная рокировка была конституционно оформлена, и на политическом небосводе России появился «тандем».
#ЭпохапеременРоссии #внутренняяполитика #ЕдинаяРоссия #модернизацииЖКХ #пенсионнаяреформа2002
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев