Экономика начала XXI века. Часть 1.
Жирные нулевые
На экономическом развитии России начала века ярко сказалась «инерция разгона», полученная после дефолта 1998 года и сворачивания монетаристской политики правительства. Резко выросший курс иностранных валют сделал недоступными импортные товары, поэтому на практике правительству предстояло воплощать в жизнь своеобразный российский вариант идей «экономического чучхе» с опорой лишь на собственную промышленность.
Сырьевой вопрос
Упование на печатный станок закончилось, прекратилось ограничение выпуска денежной массы и задержек по выплате зарплат, пенсий, пособий. Избыток средств пошел на рынок, куда начал поступать поток отечественных товаров, лишившихся конкурентов в виде некогда дешевого импорта. Быстрее всего произошло импортозамещение в сфере продуктов питания, оказавшихся, к приятному удивлению россиян, ничуть не хуже поставляемых в страну в 90-е годы зарубежных суррогатов.
Экономика страны росла в среднем на 7-7,5% в год, начиная с 1998 года, что привело к удвоению реальных совокупных чистых доходов граждан и появлению среднего класса. А отказ от крупных иностранных заимствований для покрытия дефицита, которые предыдущие десять лет гирями висели на бюджете, стимулировал инвестиции в промышленность.
Большая политика пришла на помощь пострадавшей экономике России в нулевые годы. Страны, входящие в картель ОПЕК, оправились от азиатского экономического кризиса 1997 года и сумели договориться о сокращении добычи нефти, что к 2000 году подняло мировые цены на черное золото с 11 до 30 долларов.
Атака террористов на нью-йоркские небоскребы 11 сентября 2001 года и последующее вторжение НАТО в Афганистан насторожили нефтяной рынок, а новое наступление на Ирак - раскололо арабский мир и пустило в свободное плавание цены на углеводороды.
В 2003 году после ухода с рынка такого ключевого игрока, как Ирак, цена за баррель достигла 56,1 доллара, а затем резко пошла вверх. При этом основными потребителями стали уже не США, а динамически развивающиеся Китай и Индия.
Рыночная цена в феврале 2008 года перескочила фантастическую границу 100 долларов за баррель, а к 11 июля, когда в уходящей администрации одиозного Джорджа Буша-младшего совсем потеряли голову и пошли на обострение отношений с Ираном, — 147 долларов за сорт.
На этом фоне в России срочно началась модернизация нефтедобывающей отрасли, куда пошли основные инвестиционные средства. Если в эпоху спада в 90-е годы в стране были введены в эксплуатацию мощности по добыче и переработке на 0,3 млн тонн, то в «жирные» нулевые — на 20,7 млн тонн. Благо согласовывать свои действия с ОПЕК России надобности не было.
В 1990 году от продажи нефти и газа федеральный бюджет получил 23,5 млрд долларов, к 2000 году уже 52 млрд, а к 2008 году — 310 млрд. Даже в разгар мирового экономического кризиса, падения цен на углеводороды и относительного сокращения экспорта доходы от него в 2011 году выросли за год со 129 до 171,7 млрд долларов.
Нефтяное лобби в Правительстве России и Госдуме раз за разом пролонгировало вступление в действие техрегламента на выпуск моторного топлива отечественными НПЗ (нефтеперерабатывающий завод), запрещающего использование бензина и дизеля стандартов ниже «Евро-3».
Разгоревшийся кризис в октябре 2008 года снизил рыночные цены до 67 долларов, но к исходу десятилетия они вновь перемахнули привычную планку 100 долларов за «бочонок».
Путь к профициту
В 90-е годы традиционный дефицит российского бюджета, достигавший 5-10% ВВП, выполнял главным образом политическую задачу хотя бы временного снижения социального накала в обществе и победу на выборах. Ни привлечение инвестиций, ни рост благосостояния, ни соцгарантии правительство не волновали. Расходы компенсировались привлечением кредитов на кабальных условиях, возвращать которые предстояло все равно не тогдашним властителям.
В 2000 году федеральный бюджет был сформирован и успешно проведен через Госдуму с нулевым профицитом, а в 2002 году правительство приняло первый российский профицитный бюджет (доходы превысили расходы на 178,3 млрд рублей — 1,6% ВВП).
Среднегодовой темп роста российской экономики в 2003-2008 годах составил 7,5%, а уровень безработицы снизился почти на 30%. Привлечение иностранных инвестиций за это время выросло с 11 до 115 млрд долларов, сменив вектор «бегства капитала» на его приток (81 млрд долларов только в 2007 году).
В 2010 году Россия по объему ВВП и паритету покупательной способности вышла на шестое место среди всех ведущих экономик мира, а национальная валюта стала конвертируемой.
Бюджетный централизм решил задачу по наведению порядка в налоговой сфере.
В России был накоплен третий в мире золотовалютный запас (после Китая и Японии) в размере 598,1 млрд долларов на 1 августа 2008 года, а на доходы от нефтегазового сектора созданы Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Это в свою очередь способствовало в полном объеме финансированию многочисленных социальных и инфраструктурных проектов, особенно на фоне выигрыша Россией права на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года. За эти годы были достроены крупнейшая на Дальнем Востоке Бурейская ГЭС, завершавший БАМ Северомуйский тоннель, запущены скоростной поезд «Сапсан», международная космическая станция. Россия с добычей углеводородов вышла на континентальный шельф (Сахалин, Штокман, Каспий и пр.), впервые в мировой истории ее глубоководный аппарат «Мир» достиг дна Северного Ледовитого океана в географической точке полюса (с целью закрепить за собой углеводородные запасы подводного хребта Ломоносова), выиграно право на проведение Олимпиады в Сочи.
Именно реализация этих проектов и дала повод говорить о нулевых как о «жирных» годах, когда экономическая ситуация в стране позволяла тратить большие средства на амбициозные замыслы.
Расставить приоритеты
Накопленные средства позволили правительству начать в России реализацию приоритетных национальных проектов, курировать которые был назначен де-факто объявленный преемником президента на своем посту Дмитрий Медведев. Впервые о намерении реализации специальных проектов в наиболее проблематичных российских сферах Владимир Путин объявил 5 сентября 2005 года. Статус приоритетных для федерального правительства получило то, чем живет каждый россиянин — жилье, здравоохранение, образование и сельское хозяйство. Это было названо президентской программой по росту «человеческого капитала».
Нацпроекты предусматривали отдельное финансирование, максимальное привлечение административного и политического ресурса к контролю за расходованием средств.
По проекту «Здоровье» за три года планировалось вложить 346,3 млрд рублей в ремонт и строительство новых медицинских учреждений, закупку современного оборудования, переподготовку врачей, рост их зарплат (незначительные надбавки получили врачи общей практики, участковые педиатры и терапевты, медсестры).
В рамках проекта для стимуляции рождаемости в 2006 году были приняты законы о родовых сертификатах и о материнском капитале, предусматривающие выплаты родителям специального пособия на рождение (усыновление) второго и последующих детей. Его размер привязывался к инфляции и постоянно рос (с 250 тысяч в 2007 году до 365,7 тысячи в 2011 году). Пособие можно было получить лишь однажды. На руки деньги не выдавались, а использовать их можно было исключительно на улучшение жилищных условий, образование ребенка или пенсионные накопления матери.
Нацпроект «Образование» ориентировался на компьютеризацию средней и модернизацию высшей школы. Объем финансирования был куда скромнее, но и задачи следовало решать не на голом месте, а уже на базе сотен появившихся в 90-е годы вузов и уже существующих школ.
Для поднятия престижа высшего образования в регионах были созданы 9 федеральных университетов, собранных из ряда местных вузов. В их задачу входила подготовка специалистов на базе собственных инновационных разработок при повышенном финансировании государства (в среднем 2-3 млрд рублей ежегодно).
Нацпроект «Развитие АПК». В его основные цели входило развитие животноводства, так как основное поголовье за отсутствием средства и кормов было пущено под нож еще в 90-е годы. А также потребкооперации, лизинга и стимулирования малых форм хозяйств.
Нацпроект «Доступное и комфортное жилье» предполагал решение насущного для россиян квартирного вопроса.
Сами застройщики стремились возводить не социальное, а более выгодное элитное жилье, зачастую в погоне за маржой в 200-300% используя дешевые и некачественные материалы. По данным Росстата, средняя цена одного квадратного метра на вторичном рынке жилья составляла в 1-м квартале 2000 года 5910 рублей, а в первом квартале 2010 года — 59 010 рублей (рост в 9,98 раза).
Стоимость квадратного метра жилья не только в столице, но и в регионах значительно превышала усреднённый семейный доход в стране, что вынуждало потребителей не копить, а брать кредиты под грабительские проценты. Этому способствовала и введенная система ипотечного кредитования, по которой банки серьезно завышали процентную ставку. А объем откатов в распределении подрядов в регионах колебался на уровне 20-25% от суммы подряда.
При этом правительство в нулевых так и не сумело добиться опережающего строительства коммунальной инфраструктуры, без которой наращивание темпов возведения жилья невозможно. Это стало задачей следующего десятилетия.
#ЭпохапеременРоссии #ЭкономическоеразвитиеРоссии #БурейскаяГЭС #черноезолото #Центробанк #нулевые #Росстат #нефтедобывающиеотрасли #материнскийкапитал
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев